+7 343 383 61 25

                    utfe@utfe.su

Расширение ассортимента технических средств очистки авиатоплива и экспресс контроля уровня его чистоты

Научный вестник ГосНИИ ГА №28


РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОЧИСТКИ АВИАТОПЛИВА И ЭКСПРЕСС КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЕГО ЧИСТОТЫ 


Р.Ю. МОЛОДНИЦКИЙ, Н.С. БОРОДИНА, С.И. ПОПЛЕТЕЕВ, Д.Л. САВИН 


Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, 
г. Москва, Российская Федерация


Аннотация. 

В статье рассмотрены вопросы загрязнения авиационного топлива. Описаны источники загрязнений на этапах его жизненного цикла от производства до баков воздушных судов,  химический и фазовый составы.  Рассматривается  влияние чистоты авиатоплива на работоспособность топливной системы воздушного судна, топливных баков и двигателей ВС, разные причины невозможности применения топлива для заправки воздушных судов. Представлены методы очистки авиационных топлив от различных видов загрязнений, классификация методов обеспечения чистоты нефтепродуктов, существующие системы фильтрации, обезвоживания и технические средства, используемые для экспресс контроля его чистоты. Описана методология оценки новых технических средств, разработанная специалистами Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) в процессе проведения работ с целью определения возможности применения их в гражданской авиации Российской Федерации, в системах авиатопливообеспечения. Такие, как проверка используемых материалов для изготовления средств фильтрации и водоотделения на взаимодействие с авиатопливом в различных температурных условиях, габаритные размеры и изменение массы элементов до и после применения, степень очистки фильтрационных элементов, эксплуатационная технологичность и др. В статье показана роль ФГУП ГосНИИ ГА в развитии базы технических средств, применяемых в реальных условиях эксплуатации современных систем авиатопливообеспечения. 


Ключевые слова: чистота нефтепродуктов, загрязнения, методы обеспечения чистоты, технические средства очистки, индикаторы качества и чистоты, авиатопливообеспечение, фильтрационные элементы, анализаторы уровня чистоты топлива, новые производители.



Введение 


Чистота является одним из важнейших показателей качества топлив. Чем меньше загрязнений в топливе, тем более надежна топливная система и больше срок службы ее агрегатов и авиадвигателей.


Прежде чем попасть в баки, топливо проходит длительный путь от нефтеперерабатывающего предприятия до воздушного судна. Фактически пути транспортирования, наливные транспортные средства и фильтрационные объекты могут быть различными в зависимости от потребностей конкретного маршрута транспортирования. Из топливного склада топливо доставляется к воздушным судам по системе гидрантов и передвижными транспортными средствами. Реалиями настоящего времени является работа с удаленного топливного склада от места производства заправки ВС. Опасность нарушения качества топлива, его загрязнение могут возникнуть в любом звене цепи поставок на пути от изготовителя до бака воздушного судна, с возможными отрицательными последствиями для  топливной системы воздушного судна, топливных баков и двигателей ВС. 



Влияние чистоты топлива на работоспособность топливной системы воздушного судна, топливных баков и двигателей ВС 


Основными видами загрязнения являются загрязнение водой, твердыми частицами,  микробиологическим материалом и поверхностно-активными веществами, такими, как например, выявленные в последнее время полисилоксаны. Образованные в топливной системе воздушного судна примеси из полисилоксанов могут приводить к прекращению работы силовых установок воздушного судна за счет снижения пропускной способности топливных фильтров вплоть до нулевых значений. Также присутствует риск отложения не полимеризовавшихся соединений полисилоксанов на лопатках двигателя ВС, что может привести к их местному перегреву и последующему разрушению [1]. 


Кроме того, загрязнителями могут являться другие сорта топлив и химические вещества, которые могут присутствовать в многопродуктовых транспортных системах.


Существуют разные причины появления загрязнений на этапах жизненного цикла авиационного топлива  от производства до баков воздушных судов: 

1 - для нефтеперерабатывающего предприятия: 

  • изменения в качестве сырья (качество применяемого сырья может отличаться в худшую сторону от качества сырья, которое использовалось при изготовлении опытных образцов, прошедших испытание в порядке, предусмотренном нормативно-технической документацией (далее НТД)  [2];  
  • изменение в технологии производства по отношению к технологии, которая применялась при изготовлении опытных образцов, прошедших испытание в порядке, предусмотренном НТД и др.; 

2 - для трубопроводной системы:  

  • некачественное обслуживание трубопроводных систем, отсутствие начальной или периодической очистки/помывки трубопроводных систем, тупиковых веток трубопроводов;   
  • несоответствующие процедуры контроля границы между двумя видами продукта и отсечки, смешение на границе двух видов продукта из-за неисправности систем контроля; 
  • непроведение слива отстоя в нижних точках трубопроводной системы; 
  • загрязнение продуктами коррозии металла вследствие контакта авиационного топлива с технологическим оборудованием и др.;  


3 -  для морских (речных) транспортных средств:  

  • несоответствующий выбор морского (речного) судна, неправильная последовательность погрузки или разгрузки, неэффективное разделение груза; 
  • применение неспециализированных рукавов (шлангов) для погрузки/выгрузки авиационного топлива и др.; 


4 - для автомобильных и железнодорожных транспортных средств:  

  • смешение с другими марками топлив и химических веществ, которые могут присутствовать в многопродуктовых системах транспортировки, в том числе за счет некачественной подготовки транспортных средств доставки (не полностью удаленный остаток от ранее перевозимого продукта); 
  • некорректно проведенная процедура оценки количества и качества поступающего топлива, с открытием горловин ЖДЦ, АТЦ в местах выгрузки, сливно-наливных эстакад, необорудованных навесами или крышами в метеоусловиях, отличных от нормальных, без компенсирующих мероприятий;  
  • недостаточная проверка сопроводительной документации; 
  • несоответствующие процедуры слива/промывки/смены марки топлива, использование ПАВ при проведении зачистных работ внутренних поверхностей транспортных средств и др.; 


5 - для аэропортовых транспортных средств:  

  • неправильная эксплуатация ответственного за количество и качество авиатоплива оборудования; 
  • нарушение периодичности, объема и качества поведения регламентных форм обслуживания ответственного за количество и качество авиатоплива оборудования, недостаточный контроль эффективности его проведения; 
  • применение неспециализированных рукавов (шлангов) для погрузки/выгрузки авиационного топлива; 
  • загрязнение лакокрасочными покрытиями, не обладающими необходимой стойкостью к воздействию рабочих жидкостей (в т.ч. моющих и дегазирующих средств), применяемых для противокоррозионной защиты внутренних поверхностей используемого технологического оборудования; 
  • недостаточное или избыточное количество противоводокристализационной присадки (ПВКЖ). Добавление некачественной ПВКЖ. Ошибки, действие или бездействие эксплуатационного персонала, приводящие к отклонениям от намерений или ожиданий организации или этих лиц; 


6 - для систем фильтраций:  

  • неправильно выбранная система фильтрации; 
  • неправильно подобранное для авиационного топлива или поврежденное внутреннее покрытие корпусов фильтров; 
  • несоответствующее техобслуживание фильтров и невыполнение ежедневных рабочих проверок; 
  • неправильно установленные фильтры или фильтрационные элементы в них; 
  • неправильно установленное в фильтрах вспомогательное оборудование (манометры, краны выпуска воздуха, краны слива отстоя и др.); 
  • недостаточно квалифицированный, компетентный и надлежащим образом обученный персонал, отсутствие системы   проведения проверки квалификации;  


7 - для резервуарных парков:

  • несоответствующая конструкция резервуаров хранения, затрудняющая или делающая невозможным удаление воды и механических примесей; 
  • недостаточное отстаивание/очистка авиатоплива, в том числе небрежное выполнение слива отстоя;  
  • потеря прослеживаемости, в случае смешения в резервуаре топлив разных партий, заводов-изготовителей;  
  • невозможность подтверждения в конце транспортирования соответствия продукции по всем показателям качества ГОСТ 10227;  
  • микробиологические загрязнения на границе фаз вода/топливо;  
  • нарушение сроков периодической очистки внутренних поверхностей резервуаров, недостаточный контроль эффективности ее проведения;  
  • загрязнение лакокрасочными покрытиями, не обладающими необходимой стойкостью к воздействию рабочих жидкостей (в т.ч. моющих и дегазирующих средств), применяемых для противокоррозионной защиты внутренних поверхностей используемого технологического оборудования.  

Показателем чистоты топлив является содержание в них твердых минеральных (механических) примесей, твердых, жидких и пластичных органических веществ и воды, а также гранулометрический состав твердых загрязнений. В отличие от большинства показателей качества авиатоплива, которые формируются на стадии его производства, чистота топлив может ухудшаться при осуществлении транспортно-складских, заправочных операций, хранении и в условиях применения. Классификация основных видов загрязнений по происхождению и составу представлена на рис. 1 [3]. 


Рис. 1. Классификация загрязнений в нефтепродуктах 


По этапам жизненного цикла загрязнения разделяются на производственные, операционные и эксплуатационные. 


Производственные загрязнения попадают в топлива в процессе переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях. К ним относятся содержащиеся в нефти минеральные вещества - оксиды кремния и металлов, углеводороды с высокой температурой застывания, асфальто-смолистые и гетероорганические соединения, а также пластовая вода.


Операционные загрязнения попадают в топлива при осуществлении транспортных, складских и заправочных операций.


Эксплуатационные загрязнения накапливаются в топливах при эксплуатации двигателей, насосов и др. механизмов.  


По источникам загрязнения разделяются на: 

  • сырьевые/технологические, которые  образуются в процессах физико-химических и химических превращений сырья: продукты окисления углеводородов, твердые частицы катализатора и т.п.; 
  • атмосферные - пыль и влага, которые поступают в топлива из атмосферы; 
  • контактные загрязнения образуются при взаимодействии топлива с конструкционными материалами, из которых изготовлено транспортное и складское оборудование: продукты коррозии металлов, разрушения неметаллических материалов и т.п.; 
  • износные загрязнения могут иметь атмосферное, контактное, остаточное и инкреторное происхождение. К ним относятся частицы микростружек и микроопилок, образующиеся в результате фрикционного износа сопряженных деталей в узлах трения, а при наличии в топливе твердых частиц - в результате абразивного износа металлических поверхностей. 
  • остаточные, попадающие в топлива из незачищенных емкостей и трубопроводов;  
  • инкреторные загрязнения образуются в самих топливах в результате окислительных, полимеризационных и других процессов: смолы, асфальтены, карбены, карбоиды и т.п.; 
  • микробиологические - бактерии, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности [4]; 
  • пенетрантные загрязнения попадают в топлива извне вследствие негерметичности емкостей, трубопроводов и другого складского, транспортного и заправочного оборудования, в том числе это вода, поступающая через неплотности оборудования с воздухом, засасываемым при перекачке через уплотнительные устройства насосов и арматуры и т.п.


Неисправность крышек люков и дыхательных устройств цистерн и складских 
резервуаров, заполнение резервуаров или заправка топливных баков открытым способом приводит к попаданию в топлива атмосферных пыли и влаги. В составе операционных загрязнений могут присутствовать микробиологические загрязнения: аэробные и анаэробные бактерии, грибки, водоросли, споры и продукты их жизнедеятельности. 


Загрязнения в топливах по агрегатному состоянию могут быть твердыми, жидкими, пластичными и газообразными. 


Твердые загрязнения (механические примеси) находятся в топливах в виде взвеси или суспензии с размерами частиц, характерными для мелкодисперсных систем. Они состоят из минеральных частиц и органических веществ, включающих глубокоокисленные сернистые, азотистые и другие органические соединения, обычно агрегатированные с микрокаплями эмульсионной воды. 


Механические примеси попадают в топлива в виде атмосферной пыли через дыхательные или дренажные устройства при поступлении запыленного воздуха в газовое пространство резервуаров, транспортных цистерн, а также образуются в результате коррозии металлов, абразивного и фрикционного износа трущихся пар. 


Вода и смолистые вещества находятся в топливах в растворенном или свободном состоянии. Свободная вода присутствует в виде эмульсии с размером капель от долей до единиц микрометра или в виде отдельной фазы (подтоварной воды). Основной источник обводнения топлив - контактирование с влажным воздухом, поступающим в резервуар или при сливных операциях, или при суточных колебаниях температуры. Источниками образования кислородсодержащих смолистых веществ являются сернистые, азотистые примеси, соединения с ненасыщенными связями. Нерастворимые кислородсодержащие соединения находятся в топливах в виде ассоциатов коллоидных размеров, сольватированных другими гетероорганическими соединениями. Наиболее активны в процессах образования ассоциатов и мицелл высокомолекулярные кислородсодержащие соединения (смолы). Размер ассоциатов полярных соединений составляет примерно 20-50 нм. 


Вязкопластичные загрязнения представляют собой продукты окисления высокомолекулярных соединений нефти и микробиологические загрязнения (бактерии, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности). 


Газообразные загрязнения - это воздух и газы, находящиеся в топливе в растворенном состоянии или в виде эмульсии с размерами пузырьков порядка нескольких микрометров. При высоком содержании воздуха в топливе может образовываться пена. 


Предотвращение производственного загрязнения топлив обеспечивают нефтеперерабатывающие предприятия, где чистота продукции регламентируется нормативно-технической документацией. Для очистки топлив, масел и гидравлических жидкостей от загрязнений соответствующие системы выдачи оснащаются фильтрами, отстойниками и т.п. 

Присутствие в топливах загрязнений приводит к негативным техническим, экономическим и экологическим последствиям. Ухудшаются эксплуатационные характеристики техники, возникают неисправности и отказы при ее работе. Применение загрязненных топлив ухудшает экологию окружающей среды вследствие неполного сгорания топлива, нарушения температурного режима работы двигателя и увеличения токсичных веществ в отработавших газах. 


Механические примеси в топливах для реактивных двигателей отрицательно влияют на работу ответственных деталей, узлов и агрегатов топливной системы летательных аппаратов. Загрязнения в топливных баках приводят к выходу из строя поплавковых клапанов и сбоям в работе автоматической системы управления заправкой баков. Загрязнения вызывают преждевременную забивку топливных фильтров, износ, задир и заклинивание рабочих органов топливных насосов, отложения в трубках топливомасляного радиатора и перегрев масла. Крайне нежелательно присутствие в авиационных топливах свободной воды. Опасны кристаллы льда, образующиеся в топливе при отрицательных температурах при полете на высотах более 5-6 тыс. м. Происходит забивка кристаллами льда топливных фильтров и приемных сеток топливоподкачивающих насосов с частичным или полным прекращением подачи топлива. 



Методы обеспечения чистоты авиационных топлив 


Необходимую чистоту топлив обеспечивают путем предотвращения попадания в топлива загрязнений при производстве, транспортировании, хранении и применении; очистки загрязненных топлив на всех стадиях их жизненного цикла.


Максимальная эффективность в борьбе с загрязнениями в топливах достигается при комплексном использовании профилактических мероприятий по предотвращению загрязнения нефтепродуктов и мероприятий по восстановлению чистоты нефтепродуктов путем удаления из них загрязнений. Классификация профилактических и восстановительных методов для обеспечения чистоты нефтепродуктов приведена на рис. 2. 


Рис. 2. Классификация методов обеспечения чистоты нефтепродуктов


Чистота товарных топлив в условиях производства обеспечивается использованием  эффективных технологий переработки нефтяного сырья. Среди производственных и эксплуатационных загрязнений значительное место занимают загрязнения атмосферного происхождения - пыль и влага. Борьба с этими загрязнениями включает предотвращение контакта нефтепродукта с запыленным и влажным воздухом. Это достигается полной ликвидацией газового пространства резервуара путем применения мягких (резинотканевых или полимерных) резервуаров, резервуаров с плавающими крышей или понтоном. Используют дыхательные клапаны с вакуумной ступенью, открывание которых происходит только при возникновении в резервуаре или цистерне разряжения ниже заданного значения. 


Уменьшению контакта служит сокращение суточных колебаний температуры в газовом пространстве емкостей путем использования предохранительной окраски в светлые тона, теплоизоляции, орошения водой, экранирования, термостатирования резервуаров заглублением их в грунт. 


Наиболее эффективным методом защиты топлив от атмосферных загрязнений является очистка воздуха от пыли и капельной влаги с помощью фильтров различной конструкции. Для осушки воздуха могут также применяться физико-химические методы (использование адсорбентов) и массообменные процессы (например, продувка газового про-странства сухим воздухом). 


Процессы коррозии металлов в топливах и их загрязнение происходят в присутствии органических кислот, меркаптанов и некоторых других примесей. Коррозия значительно усиливается, приобретает электрохимический характер при наличии в топливе эмульсионной воды. Основные методы борьбы с коррозией - использование для изготовления оборудования коррозионностойких металлов и их сплавов, замена металлических конструкций и деталей неметаллическими, нанесение на внутренние поверхности оборудования защитных покрытий, использование в топливах ингибиторов коррозии. 


Количество износных загрязнений сокращается при использовании износостойких материалов, а также введении в топливо противоизносных присадок. 


В процессе производства, перекачек топлив по трубопроводам, при хранении в емкостях накапливаются остаточные загрязнения, которые загрязняют новые партии поступающих топлив. Основной метод борьбы с этими загрязнениями - периодическая очистка внутренних полостей оборудования. 


Защита от инкреторных загрязнений топлива в процессе производства заключается в удалении из него малостабильных примесей и введении в нефтепродукт антиокислительных присадок. 


Удаление из топлив микробиологических загрязнений может осуществляться физическими методами: обработкой ультрафиолетовым или электромагнитным излучением и термическим воздействием, а также применением биоцидных присадок. Важным фактором борьбы с микробиологическими загрязнениями является предотвращение попадания в нефтепродукт эмульсионной воды, которая необходима для жизнедеятельности микроорганизмов. 


Борьба с пенетрантными загрязнениями заключается в обеспечении герметичности резервуаров и трубопроводов (особенно заглубленных) для того, чтобы не допустить попадания в них атмосферных осадков и грунтовых вод. 


В качестве методов очистки топлив наиболее широко распространены гравитационная очистка (отстаивание), фильтрование и некоторые другие. 


Гравитационная очистка нефтепродуктов является наиболее простым методом, основанным на осаждении механических частиц и микрокапель воды под действием силы тяжести. Этот метод применяется для предварительной очистки топлива при его хранении перед выдачей в средства заправки воздушных судов. К недостаткам этого метода относятся длительность процесса очистки и возможность удаления только крупных частиц загрязнений. 


Недостатком метода является необходимость периодической замены или регенерации фильтрующих элементов по мере их забивки. Этот недостаток фильтров можно устранить путем использования гидродинамического эффекта, заключающегося в том, что подвод жидкости к фильтрационной перегородке осуществляется параллельно ее поверхности и задержанные на этой поверхности загрязнения удаляются с нее потоком жидкости. 


Для обезвоживания нефтепродуктов используют фильтры - водоотделители. Устанавливаются коалирующая перегородка, на которой происходит коалесценция микрокапель воды, и гидрофобная (водоотталкивающая), на которой происходит отделение от топлива и вывод в дренажную ступень фильтра - водоотделителя укрупнившихся капель эмульсионной воды. 



Новые технические средства очистки авиатоплива и экспресс контроля уровня его чистоты 


В настоящее время на территории Российской Федерации используются фильтрационные элементы российского производства (ООО «Элион – 2 и НПО «Агрегат») и зарубежного производства (Facet International, Parker Hannifin Velcon и Faudi Aviation) [5].   


В рамках расширения ассортимента и программы импортозамещения началось производство и испытание новых сменных, фильтрующих, фильтрующе – коагулирующих и сепарирующих элементов для очистки авиационных топлив. Производитель ЗАО «Уралтехфильтр – Инжиниринг» (далее ЗАО «УТФИ») совместно с институтом ФГУП ГосНИИ ГА провели работы по следующим направлениям: 

  • материалы, используемые для изготовления сменных элементов, с положительным  результатом прошли испытания. По результатам испытаний был подтвержден перечень материалов, не оказывающих отрицательного влияния на качество топлива для реактивных двигателей; 
  • испытания сменных элементов в реальных условиях топливозаправочной компании при различных температурных диапазонах окружающей среды. Проводилась оценка внешнего вида элемента, габаритных размеров и массы элементов до начала эксплуатации и после. Определялись степень очистки по содержанию механических примесей (до и после фильтрации) визуальным, инструментальным и стандартизированным методами и гранулометрический состав, удерживаемый фильтрационным элементом; устанавливалось отсутствие после фильтрации нехарактерных примесей, определялась эксплуатационная технологичность элемента и др.  


Технические характеристики данных элементов подтверждены результатами эксплуатационной проверки в реальных условиях топливозаправочной службы гражданской авиации в течение 7 месяцев. Проверка показала также, что эффективность элементов производства ЗАО «УТФИ», находится на уровне применяемых в настоящее время в аэропортах гражданской авиации фильтрующих элементов российского и зарубежного производства [6].   


Выход на российский рынок нового поставщика позволит удовлетворить растущие потребности топливозаправочных компаний в средствах очистки авиационного топлива. 


В развитии инструментальных методов оценки уровня чистоты авиатоплив произошли изменения. В связи с прекращением производства приспособления ПОЗ – Т АО «ЭНПО «Неорганика», для определения возможности производства приспособления для проведения аэродромного контроля качества в институт обратилось ООО ПКФ «АРТА». Институт принял непосредственное участие в разработке технических условий и внес ряд предложений по совершенствованию конструкции изделий, улучшающих эксплуатационную технологичность проведения экспресс контроля уровня чистоты авиатоплива.  


Оценка работоспособности приспособления ПОЗ-Т производства ПКФ «АРТА», проведенная институтом, включая проверку технического состояния, комплектации,  массовых характеристик, геометрических размеров и технологической обработки технического устройства прошла с положительным результатом, что позволило рекомендовать изделие к применению для аэродромного контроля, наравне с ранее выпускаемым приспособлением производства АО «Неорганика» [7]. 


В настоящее время для аэродромного контроля качества авиационных топлив используются индикаторы качества топлива ИКТ производства АО «ЭНПО «Неорганика». Согласно ТУ 7563-429-04838763-2013, ИКТ представляет собой два прямоугольных сложенных вместе листа аналитической ленты НЭЛ-4 (ТУ 95.47) или фильтрующего  материала НЭЛ-4М (ТУ 2568-108-04838763-2002), сваренных (скрепленных) по одному краю, пропитанных отдельно растворами водочувствительных солей. С 2003г. АО «ЭНПО «Неорганика» производит ИКТ с использованием фильтрующего материала НЭЛ-4М (ТУ 2568-108-04838763-2002)  [8]. 


С целью расширения сырьевой базы для производства изделий, аналогичных ИКТ, ИП «Рыжков А.Н.» была проведена работа по подбору материалов, пригодных для изготовления изделий, аналогичных ИКТ. Для проведения сравнительных испытаний были выбраны материалы следующих марок: ФПП-15-1,5 (ТУ 2568-41105795731-2008), ФПП-Д (ТУ95.404-90), НЭЛ-4 (ТУ 13.96.16-001-69207200-проект), НЭЛ-4М (ТУ 2568-108-04838763-2002). Сравнительные испытания указанных материалов проведены в лаборатории полимеров АО «ЭНПО «Неорганика». По результатам испытаний для изготовления индикаторов качества топлива были рекомендованы материалы марок НЭЛ-4, НЭЛ-4М и ФПП-Д [9]. 


ИП «Рыжков А.Н.» были разработаны Постоянный технологический регламент производства, спецификация и технические условия на анализаторы уровня чистоты топлива (АУЧТ), изготовленные на базе аналитической ленты НЭЛ-4. Также была изготовлена опытная партия АУЧТ и направлена в институт ФГУП ГосНИИ ГА для оценки пригодности АУЧТ к применению в гражданской авиации при проведении аэродромного контроля качества. АУЧТ разработаны как аналог штатных ИКТ, применение которых для проверки уровня чистоты авиатоплив регламентировано уполномоченным органом в области авиации РФ и руководящим материалом IATA по спецификациям на авиационные топлива для ГТД [10]. 


Оценка пригодности АУЧТ заключалась в испытаниях на соответствие нормам ТУ, сравнительных испытаниях чувствительности анализаторов партии АУЧТ и штатных ИКТ и др. В исследованиях приняли участие ФГУП ГосНИИ ГА, топливозаправочные компании аэропортов Шереметьево и Домодедово. АУЧТ были испытаны при различных температурных условиях, относительной влажности окружающей среды, различных уровнях загрязнений и обводнения авиатоплива.  



Выводы 


Специалистами ГосНИИ ГА была проведена оценка пригодности фильтрационных элементов, приспособлений ПОЗ-Т анализатора уровня чистоты топлива (АУЧТ) новых производителей. Институт принял непосредственное участие в разработке технических условий и внес ряд предложений по совершенствованию конструкции изделий, улучшающих эксплуатационную технологичность проведения экспресс контроля уровня чистоты авиатоплива. После комплекса проверок институт рекомендовал фильтрационные элементы,  ПОЗ-Т и АУЧТ к применению  в организациях авиатопливообеспечения РФ.


Научный центр аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ФГУП ГосНИИ ГА более 21 года проводит экспертную оценку уровня качества и чистоты авиатоплива. В Центре сформирована единственная в мире база данных, учитывающая динамику количественных параметров уровня качества и чистоты выдаваемого на заправку ВС продукта. 


В совокупности с базой данных результатов исследований, полученных в ходе изучения причин отказов авиационной техники, эта информация базы позволяет выдавать инструментально и экспертно подтвержденное заключение о пригодности к заправке ВС авиаГСМ и СЖ, и о  качестве функционирования систем авиатопливообеспечения. 



ЛИТЕРАТУРА 

1. ИКАО Doc. 9977 АN/489. Руководство по снабжению гражданской авиации реактивным топливом.  2012. С.18-19. [Электронный ресурс]. (дата обращения 03.09.2019 г.). 

2. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту. [Электронный ресурс]. Технический регламент Таможеного союза ТР ТС 013/2011, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 

3. Руководящий материал ИАТА по спецификациям на авиационные топлива для газотурбинных двигателей. Изд. 8 . 2016 (версия 7.0), 50 с. [Электронный ресурс]. 

4. Горожин А.В., Ковба Л.В., Азжеурова О.Б., Морозова Н.В., Кондукова Н.П. Отдельные аспекты результатов исследования образцов авиатоплива, отобранных в связи с инцидентами с воздушными судами // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2018. № 21. С. 70-82. 

5. Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 609. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 

6. Спиркин В.Г., Татур И.Р., Тонконогов Б.П., Бойченко С.В., Коваленко В.П., Чудиновских А.Л.,  Соколов В.В. Химмотология: Учебное пособие. Часть I. С. 87-94.

7. Обеспечение высокого уровня чистоты авиатоплива: Письмо Росавиации № АН1.04-621 от 20.02.2014. 

8. Об анализаторах уровня чистоты авиатоплива: Письмо ФГУП ГосНИИ ГА № 807-10-8967 от 04.06.2019. 

9. О приспособлении ПОЗ-Т: Письмо ФГУП ГосНИИ ГА № 807-10-4861 от 24.01.2019.

10. О безопасности машин и оборудования [Электронный ресурс]. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10. 2011г. № 823. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 

список статей
последние статьи
#СМИ
Большая ответственность на хрупких плечах
Продолжаем цикл статей про сотрудников завода. Героем нашего сегодняшнего репортажа стала замечательная девушка и высококлассный специалист – Рылькова Ирина Викторовна – ведущий специалист отдела сбыта.

Общественно-политическая газета "За большую Дегтярку", выпуск № 30 от 30.07.2020 г.
#СМИ
Дар творить и созидать
Цикл статей о заводе «Уралтехфильтр» продолжается. Сегодня мы расскажем вам про Евгения Ивановича Маликова – электрослесаря завода и просто талантливого человека!

Общественно-политическая газета "За большую Дегтярку", выпуск № 26 от 02.07.2020 г.
#СМИ
Коллектив гордится Татьяной
Цикл статей, посвящённый сотрудникам «Уралтехфильтр-Инжиниринг», продолжается! Сегодня наш очерк посвящается Бажоге Татьяне Александровне – старшему кладовщику завода Уралтехфильтр.

Общественно-политическая газета "За большую Дегтярку", выпуск № 22 от 04.06.2020 г.
#Наука
Расширение ассортимента технических средств очистки авиатоплива и экспресс контроля уровня его чистоты
Научный вестник ГосНИИ ГА №28


Авторы: Р.Ю. Молодницкий, Н.С. Бородина, С.И. Поплетеев, Д.Л. Савин


Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации,
г. Москва, Российская Федерация
Наверх